Виды компрессии

Компрессия как основной вид переработки научного текста

Виды компрессии

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме.

В результате смысловой компрессии, образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца. Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2.Написание вторичного текста.

Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника.

Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

20.План.Виды планов

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей. Планы бывают простые и сложные, тезисный

При составлении плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

1. Выделить существенные мысли.

2. Выделить главную мысль;

3. Разделить текст на части, сгруппировать его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавить каждую часть.

Составляя план, надо помнить требования, предъявляемые к плану:

1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа.

2. Пункты плана должны быть краткими.

3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений.

2.Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например:Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например:Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.

При составлений простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстракт­ное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.

При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную.

Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком.

Каждая из композиционных частей могут объединять в себе два и более абзацев, в которых отражаются (раскрываются) отдельные аспекты отраженной в заголовке (каждой из композиционных) частей проблемы.

21.Тезисы как жанр научного текста

Тезис (от греч. thesis – буквально означает «положение, утверждение).
Тезис – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Правила тезирования:

Ø Тезис должен быть четким и ясным.

Ø Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника.

Оригинальные тезисы – пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Тезирование– один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.

Виды тезисов: основные, простые, сложные.

Основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника.

Простые тезисы – это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов.

Два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

1. преамбула (вводная часть);

2. основное тезисное положение;

3. заключительный тезис.

3.В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

– тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

– тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Составление тезисов:По каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль выделенной части текста.

В тезисах надо раскрыть основные мысли.Текста отвечая на вопрос «Что говорится в это части текста?»

При выделений ключевых слов и словосочитаний обращайте внимание на знаки препинания.В каждый тексте выделяйте не только опорные слова и словосочетание,но и целые предложения,в которых содержатся основные мысли.

22.Аннотация. Сущность в назначение аннотации.

Аннотация– это сжатая, краткая характеристика книги, ее содержания и назначения.

Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?»Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании и тем самым помогает в отборе необходимой информации. Аннотации бывают справочные (описательные или информативные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней – аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).

Требования к аннотации:лаконичность в сочетании с конкретностью изложения содержания первичного документа; отсутствие оценок и рекомендаций по использованию первичного документа (рекомендательной аннотации наличие оценок и рекомендаций характерно).

В качестве основного метода при построении аннотации используется формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении аннотации заранее задаются некоторые формальные правила:

Ø определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;

Ø определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;

Ø приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре аннотации аспекты содержания;

Ø задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.

Реферат. Виды рефератов.

Реферат(от лат.Referee – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?».

Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала.Различают рефераты репродуктивные и продуктивные.

Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов
Репродуктивные Продуктивные
Реферат-конспект Реферат-резюме Реферат-обзор Реферат- доклад

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал. Сведения о методах исследования. О полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме – приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор – охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Источник: https://cyberpedia.su/5x6b74.html

Основы компрессии. Виды компрессии научного текста

Виды компрессии

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст будет по-настоящему осмыслен, если основное содержание его можно выразить в сколь угодно сжатой форме.Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.

Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.Компрессия текста основана на трех главных правилах:1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.2.Написание вторичного текста.

Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выборкоторых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. 3.

В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

23. Справочно-библиографическое описание. Структурные элементы.

Библиографическое описание– это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимым и достаточных для общей характеристики идентификации документа.

При составлении библиографического описания необходимо соблюдать правила его построения, расстановки знаков препинания и сокращения слов. Библиографическое описание включает: 1. Заголовок описания – фамилия автора в именительном падеже, инициалы после фамилии автора. 2. Заглавие – название произведения, приводится без кавычек.

Если название состоит из нескольких фраз, то они приводятся в той последовательности, в которой даны в книге и с теми же знаками препинания. 3. Издание– сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения. 4.

Выходные данные – место издания (город), наименование издательства и год издания (указывается арабскими цифрами). 5. Количественная характеристика данных– фактическое количество страниц или листов.

Внутритекстовые ссылки приводятся в скобках. Перед круглыми скобками и в круглых скобках после описания документа точка не ставится.

Подстрочные ссылки (библиографические ссылки под текстом) оформляются на странице внизу с помощью отсылок в форме арабских цифр при небольшом количестве.

Затекстовые ссылки (библиографические ссылки за текстом) приводятся в виде затекстовых примечаний (комментариев) с помощью отсылок в форме арабских цифр. Особенно часто используются в статьях.

Библиографический список – неотъемлемая часть диссертаций, дипломных и курсовых работ, учебных рефератов. Каждая позиция представляет собой самостоятельное библиографическое описание.

Библиографические списки могут иметь следующее построение: 1. Алфавитное. 2. Хронологическое. 3. Алфавитно-хронологическое. 4. Нумерационное. 5. Систематическое.

24. Культура профессиональной речи и ее критерии. Культура речи – владение нормами литературного языка в устной и письменной форме. Норма литературного языка – это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций.

В настоящее время понятие “культура речи” включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умение правильно говорить и писать); 2) речевое мастерство (умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. Императивные нормы в языке – это обязательные реализации вытекающие из возможностей структуры.

Нарушение их в речи выводят за пределы литературного языка. Например: нарушение норм склонения, спряжения, согласования в грамматическом роде, числе.

Диспозитивные нормы в языке – это те рекомендации, которые позволяют носителям языка иметь право выбора того или иного варианта; отражаются в современных нормативных словарях через пометы: “допустимо”, “разговорное”, “устарелое”, “специальное” и т.д.

Речевое мастерствов отличие от правильности речи – это не только обязательное следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов наиболее точный, уместный, выразительный и т.п.

Это вторая, высшая, ступень освоения литературного языка относится к культуре речи в собственном смысле.

Речевое мастерство предполагает достаточный уровень общей культуры человека, сознательную привязанность к языку, культуре мышления.

Качества хорошей (образцовой) речи.

Речь правильная – речь человека, соблюдающего все нормы литературного языка – правила произношения, правила словоупотребления, грамматические и стилистические нормы; речь точная – речь человека, умеющего ясно мыслить, знающего предмет речи и семантику слов, имеющего достаточные речевые навыки; речь выразительная – речь человека, вызывающая и поддерживающая внимание и интерес у слушателя или читателя; речь богатая – речь человека, отличающаяся разнообразием средств выражения мысли, не допускающая лексической и другой избыточности; речь чистая – речь человека, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; речь логичная – речь человека, имеющая последовательную структуру, где одна мысль свободно вытекает из другой и где ясно улавливается главное и второстепенное.

Рецензия как один из видов компрессии текста. Структура рецензии.

Рецензия – это один из видов компрессии текста. Этот вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Рецензия (осмотр, обследование): 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма; 2. Отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

В рецензии приводится оценка методов исследования, особенностей классификации фактов, определение значимости полученных результатов и применения их на практике. Рецензия осуществляется через рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках.

Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть в «курсе» современных научных направлений и проблем. Структура рецензии.В содержательной структуре рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей): 1.Предмет анализа – указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация; 2.

Актуальность темы – отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение; 3. Краткое содержание – рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями; 4. Оценочная часть – отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов и дается общая оценка; 5.

Выводы – определение качественного уровня выполненной работы, при этом могут быть высказаны пожелания.Два жанра:рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели – выражение отношения к книге, диссертации, статье, фильму, спектаклю. Это официальные документы, которые заверяются подписью рецензента и печатью учебно-научной организации.



Источник: https://infopedia.su/1x1141.html

Как выбрать компрессионные чулки по размеру и степени компрессии

Виды компрессии

Компрессионные чулки представляют собой эффективное средство лечения варикоза, венозной недостаточности, поверхностного тромбофлебита и других заболеваний сосудов.

Также они используются для профилактики тромбоза при беременности, во время родов и хирургических операций.

Чтобы добиться максимального терапевтического и профилактического эффекта, очень важно знать, как подобрать компрессионные чулки.

Виды компрессионного трикотажа

Побор компрессионных чулок должен проводиться в соответствии с их назначением. Различают несколько разновидностей трикотажа данного класса, выполняющих разные функции. В том числе компрессионные чулки бывают:

  • Профилактические. Рекомендованы для предотвращения развития заболеваний вен людям, которые по профессиональным или другим причинам много времени проводят на ногах или в сидячем положении. Также могут рекомендоваться при беременности.
  • Лечебные. Назначаются врачом-флебологом при наличии выраженной патологии с целью лечения.
  • Госпитальные. Применяются во время родов или при хирургических операциях с целью предотвращения тромбоза.
  • Противоязвенные. Используются при лечении трофических язв.

Степени компрессии

Важнейшим параметром для подбора компрессионных чулков является класс их компрессии. Он характеризует величину создаваемого бельем давления. Другими словами, класс компрессии значит, насколько сильное воздействие оказывает трикотаж. Соответственно, значение этого параметра должно соответствовать назначению и цели, с которой приобретаются чулки.

Разобраться с тем, как правильно выбрать компрессионные чулки, в зависимости от класса компрессии, поможет следующая таблица:

Класс компрессии Создаваемое давление Рекомендация по применению
Класс 1 до 23 мм.рт. ст. На ранних стадиях заболеваний, при увеличении подкожных вен, появлении сосудистых звездочек, появления болей в ногах в конце дня.
Класс 2 до 33 мм.рт.ст. При варикозе и тромбофлебите средней степени тяжести.
Класс 3 до 45 мм.рт.ст. Тяжелая венозная недостаточность с нарушениями трофики.
Класс 4 до 50 мм.рт.ст. Заболевания, связанные с нарушениями лимфотока и образующимися при этом отеками.

Общие рекомендации по выбору

Эффективное использование компрессионного трикотажа возможно только в том случае, если он отвечает высоким требованиям качества. В первую очередь речь идет о качестве материала.

Для изготовления компрессионных чулок должны применяться такие материалы, как натуральный хлопок, лайкра, нейлон, микрофибра.

Другие виды волокон для изготовления качественного компрессионного трикотажа, как правило, не применяются.

Обязательно необходимо обращать внимание на маркировку компрессионных чулок. На ней должны быть нанесены все необходимые данные. В том числе на маркировке должен быть указан производитель, материалы компрессионного трикотажа, класс компрессии, размер, требования по уходу за бельем.

Различают компрессионные чулки для мужчин и женщин, хотя принципиальная разница между ними отсутствует. При производстве женского трикотажа уделяется большее значение дизайну, поскольку предполагается его открытое ношение.

Необходимо учитывать, что компрессионные чулки представляют собой специфический вид трикотажа. Поэтому покупать их рекомендуется только в специализированных магазинах. Только в этом случае вы можете быть уверены в приобретении качественной продукции, которая будет эффективной в применении.

Подбор размера компрессионных чулок

Один из наиболее распространенных вопросов покупателей заключается в том, как правильно подобрать компрессионные чулки по размеру. Соответствие белья по данному параметру имеет ключевое значение для эффективности трикотажа.

Чтобы правильно определить необходимый вам размер компрессионных чулок, необходимо измерить следующие параметры ноги:

  • диаметр голени в самом узком месте;
  • диаметр голени в самом широком месте;
  • диаметр бедра;
  • длина ноги от пятки до бедра.

Замеры рекомендуется производить утром, до появления отечности ног.

Помочь в том, как выбрать размер компрессионного трикотажа, после проведенных замеров поможет специальная таблица.

Таблица подбора размера компрессионных чулок Размер Диаметр голени в самом узком месте Диаметр голени в самом широком месте Диаметр бедра Длина ноги от пятки до бедра
S 18-20 26,5-37 40,5-56 до 73,5
M 20-24 29-39 44,5-61 до 76
L 24-28 32-43 50-66 до 79
XL 28-32 34-46 56-71 до 81

*У разных производителей размер может отличаться.

Источник: https://orteka.ru/articles/kak-vybrat-kompressionnye-chulki/

Способы сжатия текста – Русский язык: к успеху шаг за шагом

Виды компрессии

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

3. Замена (упрощение)

Исключение  

  • вводных слов; 

  • однородных членов предложения; 

  • повторов; 

  • однотипных примеров; 

  • риторических вопросов и восклицаний; 

  • цитат; 

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

  • пояснений; 

  • рассуждений; 

  • описаний; 

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение 

  • парцеллированных предложений; 

  • ряда предложений; 

  • связанных одной мыслью, частей предложений; 

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
  2. Объединить эти факты на основе общего. 
  3. Сформулировать получившееся предложение. 

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

  • однородных членов обобщающим словом; 

  • сложного предложения –  простым; 

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

  • прямой речи – косвенной; 

  • части текста – одним предложением; 

  • части предложения местоимением и т.д. 

При ЗАМЕНЕ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную;
  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
  • сформулировать получившееся предложение. 

ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание птицустраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку.

 Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку.

 Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Пример сокращения текста

Задания на сжатие текста

Практическая работа. Сжатие текста.

Источник: https://www.sites.google.com/site/russkijazykk5sagzasagom/gotovimsa-k-oge/cast-1-izlozenie/priemy-szatia-teksta

ЗнанияМед
Добавить комментарий