Ритм перепела характерен для

Ритм галопа и ритм перепела: признаки патологических тонов, причины, диагностика, лечение

Ритм перепела характерен для

© Сазыкина Оксана Юрьевна, кардиолог, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)

Испокон веков врач при обследовании больного человека полагается только лишь на свои руки и уши, ведь визуализирующие методы диагностики появились сравнительно недавно.

И до сих пор одной из главнейших врачебных манипуляций является аускультация, или выслушивание с помощью специальной трубки звуков, создаваемых работой сердца. Такие звуки могут быть нормальными или патологическими, например, ритм галопа и ритм перепела.

Для того, чтобы узнать, почему возникают подобные ритмы и какими заболеваниями они могут быть обусловлены, следует разобраться в образовании нормальных тонов сердца.

Сердечные тоны в норме

Сердце, как и любой другой орган, при работе создает определенные звуки.

Это обусловлено тем, что в сердце постоянно движется кровь, проходящая через клапаны, а створки клапанов открываются и захлопываются, издавая звуковые колебания.

Кроме этого, в момент растягивания сердечной мышцы предсердий и желудочков создается вибрация, которая наслаивается на звуки захлопывания клапанных створок.

В норме в точках проекции сердечных клапанов на переднюю грудную клетку (пятое межреберье слева, вторые межреберья справа и слева, четвертое межреберье слева) выслушиваются два сердечных тона – первый и второй. У астеничных худощавых людей, у детей и подростков могут быть выслушаны еще два тона – третий и четвертый, но их отсутствие не считается патологией.

Ранее считалось, что I тон образуется при захлопывании предсердно-желудочковых клапанов в тот момент, когда кровь поступает из предсердий в желудочки, а затем при открытии клапанов аорты и легочного ствола, когда кровь поступает из желудочков в аорту и в легочной ствол.

То есть I тон характеризует наполнение желудочков кровью и изгнание ее далее в крупные артерии. Однако, с 2004 года (Е.

Браунвальд) представления о характере происхождения I тона несколько изменились – теперь принято считать, что такой звук создает не захлопывание клапана, а удар крови о стенки желудочка, когда кровь сначала быстро наполняет желудочки, а затем резко прекращает свое движение.

I тон является систолическим, так как он свидетельствует о систоле (сокращении) желудочков. II тон является диастолическим, так как обусловлен диастолой (расслаблением) желудочков.

II тон образуется через несколько сотых долей секунды после первого и образован он звуками, которые создаются закрытием створок клапанов аорты и легочного ствола, а также колебательными движениями стенок указанных артерий.

распределение тонов сердца в сердечном цикле

I тон в норме выслушивается в точке проекции митрального клапана (на верхушке сердца), а II – в точке проекции клапанов аорты и легочного ствола. По времени постоянная смена двух тонов сердца выглядит следующим образом: 0.

11 секунд длится I тон, 0.2 секунды – пауза между I и II тонами, 0.07 секунда – II тон и 0.42 секунды – пауза между II и I тонами.

Непрерывная совокупность сердечных тонов, называемая мелодией сердца, в буквенном обозначении  в норме звучит так:

–  там   –   та           –       там    –    та        –       там  –   та
–  I тон – II тон      –      I тон   –   II тон  –      I тон –  II тон

Не следует путать тоны сердца и шумы в сердце. Между двумя тонами существуют беззвучные паузы, во время которых осуществляется непосредственно ток крови, в норме происходящий по камерам сердца бесшумно.

Однако, при пороках сердца или при другой патологии сердечных клапанов струя крови испытывает затруднения при изгнании из соответствующих пороку камер сердца, поэтому возникают звуковые феномены, именуемые шумами.

Шумы могут выслушиваться в паузах между тонами, а могут наслаиваться на них.

Патологические расщепленные ритмы

Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур.

При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном.

Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.

Механизм формирования ритма галопа

Патологический трехчленный сердечный ритм, возникающий при тяжелых поражениях сердечной мышцы и почти всегда сопровождающийся тахикардией, носит название ритма галопа, так как по звуковым качествам напоминает быстрый бег лошади.

Он может быть протодиастолическим (“после” диастолы, сразу же после II тона) и пресистолическим (“перед” систолой, через более длительный промежуток времени после II тона, сразу же перед I тоном).

Но в любом случае, для ритма галопа характерно наличие патологического III и патологического IV тонов, обусловленных или выраженной сердечной недостаточностью с потерей мышечного тонуса левым желудочком, или гипертрофией левого желудочка, соответственно.

Протодиастолический ритм галопа чаще встречается при перегрузке левого желудочка объемом, как, например, при дилатационной кардиомиопатии, когда полость левого желудочка значительно увеличена и расширена.

Предсистолический подтип ритма галопа чаще встречается при гипертрофической кардиомиопатии, когда возникает перегрузка левого желудочка давлением.

Оба подтипа ритма галопа часто называют “криком сердца о помощи”, или криком сердца о дигиталисе (группа сердечных препаратов, называемых сердечными гликозидами, получаемых из растения наперстянки и используемых при терапии сердечной недостаточности).

Мелодию сердца при ритме галопа можно буквенно обозначить, как:

–      та      –      та      –      та      –      та      –      та      –      та      –      та
–    I тон    –     II тон   – III+IV тон –    I тон    –   II тон     –  III+IV тон  –   I тон

Механизм формирования ритма перепела

Кроме ритма галопа, трехчленностью также обладает ритм перепела. Данный ритм обусловлен кажущимся раздвоением II тона. На самом деле II тон не раздваивается, просто к нему присоединяется звук, называющийся “митральным щелчком”.

Возникновение такого добавочного тона обусловлено наличием спаек и комиссур между створками митрального клапана, поэтому при открытии клапана возникает характерный щелкающий звук. Ритм перепела наиболее отчетливо выслушивается в точке проекции митрального клапана (в пятом межреберье под соском).

Добавочный тон начинается в диастолу и его можно услышать сразу после II тона. По-другому он называется ТОМК, или тоном открытия митрального клапана.

ритм перепела на ФКГ

Вместе с дополнительным тоном, при сужении митрального клапанного кольца более интенсивными становятся и первые два тона. Так, I тон усиливается за счет того, что левый желудочек вибрирует сильнее в силу меньшего потока крови в него, чем в норме.

То есть мышца создает более сильный звук. II тон усиливается за счет звука открытия клапанов легочной артерии.

Это обусловлено тем, что при митральном стенозе кровь не полностью поступает в желудочек, соответственно, в левом предсердии объем крови больше, чем в норме, а в приносящих в левое предсердие кровь легочных венах нарастает давление – формируется легочная гипертензия.

В условиях легочной гипертензии клапаны легочного ствола, наоборот, выносящие кровь из правого желудочка в артерии легких, захлопываются громче, чем обычно – II тон усиливается.

Буквенное обозначение мелодии сердца при ритме перепела:

– спать       –       по       –       ра       –       спать       –       по       –       ра
– I тон        –      II тон     –  доп. тон  –       I тон        –      II тон     –  доп. тон

При каких заболеваниях встречаются патологические ритмы сердца?

Исходя из вышесказанного, при аускультации сердца врач может заподозрить наличие той или иной патологии сердца у пациента.

1. Ритм галопа, как правило, может быть обусловлен:

  • острым инфарктом миокарда,
  • острым миокардитом (воспалением сердечной мышцы),
  • гипертрофией левого желудочка (при артериальной гипертонии, стенозе устья аорты ревматического или атеросклеротического генеза),
  • дилатационной кардиомиопатией (при ишемической болезни сердца),
  • острой левожелудочковой недостаточностью,
  • хронической левожелудочковой недостаточностью вследствие постинфарктного или постмиокардитического генеза.

2. Ритм перепела обусловлен стенозом левого атрио-вентрикулярного отверстия (митральным стенозом). Эта патология является приобретенным пороком сердца, развивающимся вследствие перенесенной острой ревматической лихорадки, скарлатины, ангины или хронического тонзиллита.

Какое обследование в дальнейшем необходимо?

В том случае, если врачу при осмотре удалось выслушать ритм галопа или ритм перепела, он должен направить пациента на дообследование. В первую очередь необходимо проведение ЭКГ и рентгенографии грудной клетки. Любое из перечисленных заболеваний можно выявить при выполнении данных методов (инфаркт – на ЭКГ, гипертрофия или дилатация сердца – на рентгенограмме и т. д.).

Для уточнения характера патологических тонов в сердце используется фонокардиография (ФКГ) – исследование, при котором с помощью микрофона усиливаются звуки тонов, а затем преобразуются в графическое изображение при помощи писчего устройства. ФКГ интерпретируется специалистом и помогает достоверно выяснить, чем обусловлены патологические звуковые феномены. Часто ФКГ проводится детям при подозрении на порок сердца.

Однако, полный клинический диагноз может быть установлен только после проведения визуализирующих методов диагностики – УЗИ (эхокардиоскопии) или КТ (МРТ, МСКТ) сердца. Данные методы позволяют с большой точностью установить тип порока, наличие кардиомиопатии или поствоспалительного рубца, а также локализацию патологических изменений.

Нужно ли лечить патологические ритмы?

Терапия при наличии патологических ритмов у больного необходима только после тщательного обследования и установки точного диагноза. Тип лечебного учреждения, где будет осуществляться лечение, зависит от основного заболевания.

Так, например, гипертония, приведшая к гипертрофии левого желудочка, может динамически наблюдаться в условиях поликлиники, а более тяжелая патология (инфаркт, миокардит, тяжелая сердечная недостаточность) обязательно должны лечиться в условиях стационара.

Митральный стеноз при впервые установленном диагнозе также требует дообследования и подбора терапии в стационаре, где будет определена необходимость хирургической коррекции порока.

В заключение следует отметить, что выслушивание патологических ритмов является высшим мастерством врача, которое приходит с опытом и требует постоянной практики. Поэтому врач, специализирующийся по терапии или кардиологии, при осмотре пациента должен уделять особое внимание аускультации грудной клетки.

© 2012-2020 sosudinfo.ru

Источники

Источник: https://sosudinfo.ru/serdce/ritm-galopa-i-perepela/

Характеристика «ритма перепела», диагностическое значение его выявления

Ритм перепела характерен для

«Ритм перепела» – это трехчленный ритм, характерный только для митрального стеноза:

– I тон на верхушке сердца усилен;

– II тон неизмененный или акцент II тона на легочной артерии;

– щелчок открытия митрального клапана.

Характеристика «ритма галопа», диагностическое значение его выявления.

«Ритм галопа» – это трехчленный ритм, выслушиваемый на фоне тахикардии и по звукам напоминающий галоп бегущей лошади, свидетельствует о значительном снижении тонуса миокарда.

Добавочный «галопный» тон – тихий, глухой короткий звук, который выслушивается в начале, конце или средине диастолы. Лучше всего его можно выслушать после физической нагрузки и в положении на левом боку.

По времени появления добавочного тона в диастолу различают протодиастолический (в начале диастолы), мезодиастолический (в середине диастолы) и пресистолический (в конце диастолы) «ритмы галопа».

Протодиастолический «ритм галопа» характеризуется возникновением III тона через 0,12-0,2 секунды после II тона.

Он возникает при значительном снижении тонуса миокарда желудочков (инфаркте миокарда, миокардитах, декомпенсированных пороках сердца).

Наполнение желудочков кровью в начале диастолы сопровождается быстрым растяжением их стенок, что приводит к возникновению звуковых колебаний, воспринимаемых как добавочный тон.

Пресистолический «ритм галопа» характеризуется появлением IV тона в конце диастолы, возникающем при систоле предсердий, менее прогностически неблагоприятный.

Он возникает при значительном снижении тонуса миокарда желудочков (инфаркте миокарда, миокардитах, декомпенсированных пороках сердца), при замедлении атриовентрикулярной проводимости, стенозе устья аорты (усиленное сокращение предсердий).

Суммационный (мезодиастолический) «ритм галопа» представляет собой значительно усиленные III и IV тоны, которые при тахикардии сливаются в единый «галопный» тон. Этот «ритм галопа» трудно распознать.

Для дифференциации этого типа «галопа» надавливают на область каротидного синуса или область солнечного сплетения, что приводит к замедлению сердечных сокращений. При суммационном типе «галопа» ритм становится четырехчленным.

Суммационный «ритм галопа» появляется при значительном снижении тонуса миокарда желудочков (инфаркте миокарда, миокардитах, декомпенсированных пороках сердца), при замедлении атриовентрикулярной проводимости, при наличии значительной тахикардии.

Назовите причины ослабления и усиления обоих тонов сердца.

Причины усиления и ослабления обоих тонов делят на внесердечные и сердечные.

Внесердечные причины усиления обоих тонов сердца:

– истощение, тонкая грудная стенка;

– сморщивание (пневмосклероз) передних отделов левого легкого;

– опухоль заднего средостения (отодвигается сердце кпереди);

– инфильтрация (уплотнение) прилежащих к сердцу краев легких;

– наличие больших воздушных полостей (большая легочная каверна, большой газовый пузырь желудка) за счет резонанса..

Внесердечные причины ослабления обоих тонов сердца:

– ожирение;

– чрезмерное развитие мускулатуры;

– подкожная эмфизема;

– левосторонний гидроторакс;

– эмфизема легких;

– экссудативный перикардит.

Сердечные причины усиления обоих тонов сердца:

– повышение влияния симпатической нервной системы на сердце, при тахикардии, вызванной тиреотоксикозом, анемией.

Сердечные причины ослабления обоих тонов сердца:

– миокардиты;

– дистрофия миокарда;

– кардиосклероз;

– сосудистый коллапс, артериальная гипотензия;

– инфаркт миокарда;

снижение сократительной функции миокарда.

Перечислите заболевания, при которых наблюдается ослабление I тона у верхушки и у основания мечевидного отростка.

Патологические состояния, при которых наблюдается ослабление I тона у верхушки сердца:

– недостаточность митрального клапана;

– недостаточность клапанов аорты;

– стеноз устья аорты;

– гипертрофия левого желудочка;

– патология миокарда (миокардиты, дистрофии, кардиосклероз).

Патологические состояния, при которых наблюдается ослабление I тона у основания мечевидного отростка:

– недостаточность трехстворчатого клапана;

– недостаточность клапанов легочной артерии;

– стеноз устья легочной артерии;

– гипертрофия правого желудочка.

Источник: https://cyberpedia.su/14x9f88.html

Ритм галопа. Ритм перепела

Ритм перепела характерен для

Основными тона при аускультации сердца являются I и II тоны. Кроме того, при определенных состояниях могут появиться дополнительные III и IV тоны сердца и тон открытия митрального клапана (ТОМК).

I тон регистрируется в начале систолы, он приблизительно совпадает с зубцом S ЭКГ.II тон регистрируется в начале диастолы, он приблизительно совпадает с концом зубца Т ЭКГ.III тон — это очень тихий звуковой феномен – он в 200 раз слабее II тона и слышится как глухое «эхо» II тона. III тон низкочастотный, появляется в первой трети диастолы, т.е. в протодиастоле – через 0,12 – 0,19″ после II тона. IV тон сердца регистрируется в конце диастолы (в пресистолу) и совпадает с зубцом P ЭКГ.ТОМК — это высокочастотный тон, который появляется при стенозе митрального клапана. Слышен практически сразу после II тона.

III тон сердца

III тон был описан в XIX веке П.Потеном (1866 г.) и с тех пор считается важным признаком поражения желудочков. Национальная дирекция программ по терапии и кардиологии (США) обозначила III тон как самый важный добавочный тон сердца по его диагностической ценности.

III тон низкочастотный – от 10 до 70 Гц (40-50 Гц), он возникает при пассивном наполнении желудочков кровью (в протодиастоле). В это время желудочки наполняются кровью на 80% (!).

Образно можно сказать, что когда открываются a-v клапаны, кровь падает («плюхается») в желудочки и тогда слышен III тон сердца – от вибрации мышцы желудочков. При этом происходит гидравлический удар о стенку желудочков порции крови.

III тон называют тоном диастолического наполнения желудочков, а также желудочковым или протодиастолическим.

Однако у здоровых людей III тон очень тихий. Это связано с тем, что при хорошем диастолическом тонусе удар порции крови из предсердия амортизируется нормально расслабляющимся миокардом желудочка (А.В.Струтынский, 2004).

Вопрос о том, является ли III тон физиологическим или патологическим, решается врачом с обязательным учетом конкретных обстоятельств, при которых этот тон выслушивается.

IV тон сердца

IV тон – это низкочастотный тихий звук, возникающий в конце диастолы – перед I тоном (в пресистоле).

Его называют «предсердным тоном», подчеркивая связь IV тона с сокращением предсердий (доказательством роли систолы предсердий в возникновении IV тона является факт его исчезновения при возникновении мерцательной аритмии).

IV тон также называют позднедиастолическим или пресистолическим добавочным тоном (как указывалось выше, III тон называют желудочковым или протодиастолическим).

Относительно громкий IV тон в сочетании с I и II тоном обусловливает трехтактный ритм, называемый предсердным или пресистолическим галопом.

Ритм галопа

Ритмом галопа сердца называется трехчленный ритм сердца при высокой частоте сердечных сокращений. Своё название он получил по сходству со звуками галопа скачущей лошади. Известный французский клиницист Анри Юшар говорил: «Нет галопа без тахикардии».

Причина появления ритма галопа – это изменения свойств миокарда желудочков.

Пьер Потен (Потен Пьер Чарльз Эдуард, 1825 -1903) французский терапевт объяснял ритм галопа вибрацией стенок левого желудочка при потере им тонуса. Как известно, в протодиастоле начинается поступление крови из предсердий в желудочки.

В норме оно происходит бесшумно (ухом не воспринимается), так как мышца желудочка, имеющая тонус, расправляется постепенно и амортизирует удар порции крови, поступающей из предсердия.

Если же мышца потеряла тонус и «висит, как мешок», то кровь, падая на дно желудочка, вызывает дополнительный удар, слышимый как дополнительный тон – патологический III тон сердца.

Ритм галопа может быть двух типов: протодиастолический и пресистолический:

Протодиастолический ритм галопа (так называемый желудочковый ритм галопа) – в его основе лежит патологический III тон, имеющий более высокочастотные компоненты, чем в норме; дополнительный тон выслушивается после II то на на верхушке сердца. Джордж Тейлор (Южная Каролина, США, 2004) дает такую краткую характеристику III тону и протодиастолическому галопу: «большой дряблый желудочек (перегрузка «объемом»)».

III тон 90/мин (протодиастолический галоп)

Пресистолический ритм галопа (предсердный галоп) – в его основе лежит патологический IV тон – этот ритм лучше регистрируется при длинном интервале PQ ЭКГ; появление патологического IV тона зависит при этом от величины конечного диастолического давления в желудочке, ригидности левого желудочка, его плохой «расправляемости», плохой расслабляемости.

IV тон 90/мин (пресистолический галоп)

Очень важно то, что его можно «пропальпировать», т.е. ощутить рукой этот диастолический тон. Ритм галопа свидетельствует о сердечной недостаточности – это «крик сердца о помощи», раньше говорили, что это «крик сердца о дигиталисе».

Ритм галопа — это крик сердца о помощи !

Суммационный галоп

Суммационный (или мезодиастолический) галоп – это трехчленный ритм желудочка, когда в результате резкого укорочения фазы медленного наполнения на фоне тахикардии патологические III и IV тоны сливаются в один дополнительный достаточно громкий тон.

Основные условия возникновения суммационного галопа это:

  1. снижение сократимости миокарда желудочков у больных с сердечной недостаточностью и острым повреждением миокарда, ведущее, с одной стороны, к уменьшению его диастолического тонуса и скорости расслабления («дряблый желудочек, желудочек «висит как мешок») – это дает III патологический тон сердца;
  2. повышение конечно – диастолического давления в желудочке – это дает IV патологический тон сердца;

Характерным сочетанием для такиз больных является наличие гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Суммационный галоп может возникнуть также при a-v блокаде I степени, когда удлиненный интервал PQ приводит к смещению IV тона ближе к началу диастолы, где он сливается с III тоном.

Тон суммационного галопа имеет более высокую частоту, громче и продолжительнее, чем III и IV тоны по отдельности.

Двойную природу суммационного галопа можно выявить при урежении ритма, например, при массаже каротидного синуса. В этом случае начинает выслушиваться четырехчленный ритм галопа с раздельно выслушиваемыми III и IV тонами сердца.

III и IV тоны 60/мин

Итого

Итак, протодиастолический (желудочковый) галоп связан со слышимым III тоном. Дополнительный тон слышится после II тона. Он воспринимается и ухом, и пальпаторно. Галоп, как правило, наблюдается при тахикардии. Многие клиницисты считают, что желудочковый ритм галопа это самый достоверный признак сердечной недостаточности, определяемый физикально.

IV тон и пресистолический галоп – это «жесткий неподатливый желудочек (перегрузка «давлением»)».

Прогностически более неблагоприятен протодиастолический ритм галопа.

Следует еще раз отметить, что галопом обозначается любой трехчленный диастолический ритм сердца, скорость которого настолько велика, что имитирует бег лошади.

Термин «ритм галопа» подразумевает высокую частоту сердечных сокращений (часто в сочетании с приглушением I и II тонов) и типичную мелодию. Ритм галопа – более угрожающий признак, чем простое присутствие III тона.

Как указывалось выше, III тон сердца может быть «близким к физиологическому», а также быть отражением относительной перегрузки левого желудочка объемом и не формировать ритм галопа. Напротив, ритм галопа с III тоном почти всегда является патологическим.

Как это показали ныне подтвержденные многими советскими клиницистами и зарубежными терапевтами наблюдения В.П.Образцова и М.М.Губергрица, что и у здоровых людей выслушиваемая непосредственной аускультацией мелодия сердца является трехчленной (т.н.

нормальный третий тон) и что при сравнительно небольшой патологии, равно как и при физиологических обстоятельствах могут наблюдаться расщепления и раздвоения первого тона (? В.О.) (свыше 10% по В.П.

Образцову), то ясно, что между ритмом галопа и нормальной мелодией сердца существуют постепенные переходы, а не резкая неотделимая грань».

Значимость ритма галопа интересно определил Джордж Тейлор (2004):

«Традиционно много внимания уделяется шумам сердца, однако они, помогая правильно поставить диагноз, не могут рассказать нам столько о тяжести болезни. Это делают именно галопы и верхушечный толчок: они говорят нам о размерах желудочка, его функции и диастолической податливости».

Ритм перепела

Ритм перепела выслушивается в области верхушки сердца в виде кажущегося раздвоения II тона. В действительности это не раздвоение II тона, а появление дополнительного тона в начале диастолы вследствие открытия митрального клапана (тон или щелчок открытия митрального клапана) у больных митральным стенозом.

В норме митральный клапан открывается бесшумно, а при митральном стенозе клапан становится похожим на мембрану вследствие сращения створок по комиссурам. При открытии он прогибается, создавая дополнительный звук в диастолу.

Этот звук высокочастотный (поэтому надо использовать фонендоскоп), и он имеет заметный «щелкающий» характер («твердый» тон по Ю.Р.Ковалеву, 2004), что помогает отличать его от «похожего» на него III тона. Ритм перепела выслушивается на фоне усиленного I тона, ритм галопа – на фоне ослабленного I тона.

Этот щелчок выслушивается сразу после II тона, но только на верхушке сердца (точнее – даже чуть медиальнее ее) и вдоль левого края нижней трети грудины. Это доказывает его именно «митральное» происхождение.

Ритм перепела (Хлопающий S1 и ТОМК)

В зарубежной литературе принято обозначать его для краткости двумя буквами OS (opening snap) – «щелчок открытия» . Величина интервала II тон – OS зависит от степени сужения a-v отверстия, степени стеноза: чем больше стеноз, тем короче интервал. В конечном итоге (при максимальной выраженности стеноза) OS может вообще слиться со II тоном (и ритм перепела тогда исчезнет).

В отсутствии кальцификации клапана щелчок открытия выявляется у 75-90% больных с митральным стенозом. Он отражает относительно легкую форму заболевания, в то же время он отсутствует в более тяжелых случаях и при кальцификации створок митрального клапана.

АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА. ТОНЫ СЕРДЦА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. Профессор В.Н.Ослопов.

Источник: https://vk.com/@cnpo_msmu-ritm-galopa-ritm-perepela

Ритм галопа и ритм перепела

Ритм перепела характерен для

Если мы выслушиваем 3 или 4-ый тон следует говорить:

– о ритме перепела или

– о ритме галопа.

Ритм перепела характерен для митрального стеноза. При этом наблюдается усиленный (хлопающий) 1 тон, а после 2 тона появляется 3 тон (симптом Потена) или тон открытия митрального клапана.

Трехчленный ритм при митральном стенозе называется симптомом Боткина.

В норме створки AV-клапанов открываются беззвучно, однако при склеротических сращениях створок их колебания в начале диастолы приводят к появлению 3 тона.

Диастола.

Систола.

2 тон. 3 тон.

1 тон.

Ритм галопа связан с появлением 3 или 4-ого тонов сердца. Появление 3 и 4 тонов объясняются колебанием стенок желудочков сердца при заполнении их кровью из предсердий и обусловлен сильным гидравлическим ударом крови из предсердий по миокарду желудочков, который не способны аммортизировать его и начинают колебаться, дополнительный тон.

При этом 3 тон связан с колебанием патологически измененной мышечной стенки желудочка в начале диастолы в фазу его быстрого наполнения, а 4 (пресистолический тон) – с их колебанием в фазу быстрого сокращения предсердий, растяжением и с ударом порции крови из предсердий о верхний фронт крови в желудочке.

Появление ритма галопа возможно:

– у детей вследствие слабого развития мышечной стенки желудочков (такой галоп является физиологическим);

– у взрослых при тяжелой патологии сердца с критической сердечной недостаточностью (при инфаркте миокарда, при декомпенсированных пороках сердца, кардиомиопатиях и др.). Не случайно, по словам Образцова, галоп – это «крик сердца о помощи».

Систола Диастола Систола Диастола

Различают следующие формы ритма галопа:

– Протодиастолический,

– Мезодиастолический,

– Пресистолический,

– Совмещенный (3 и 4 тоны наслаиваются друг на друга).

Некоторые авторы отрицают возможность появления протодиастолического ритма галопа, так как в протодиастолу створки аортального и митрального клапанов еще закрыты, поэтому поступление крови в желудочки невозможно.

В механизме совмещенного ритма галопа играют следующие причины:

– тяжелые изменения в миокарде желудочков, при которых создаются условия для появления 3 и 4 тонов;

– удаление атриовентрикулярной проводимости;

– тахикардия и укорочение периода диастолы.

Щелчки.

Кроме тонов сердца иногда выслушиваются щелчки. Щелчок – это высокий звук небольшой интенсивности.

Классификация щелчков:

– систолические щелчки (при пролапсе митрального клапана и сращениях перикарда),

– диастолические щелчки (при сращениях перикарда).

Отнесение систолического экстра тона при перикардиальных сращениях (симптом Галавердена) к щелчкам признается не всеми. Некоторые авторы относят к щелчкам 3 тон при митральном стенозе (тон открытия митрального отверстия).

Характеристика щелчков:

1) Непостоянство;

2) Высокая тональность;

3) Непродолжительность;

4) Лучше выслушиваются фонендоскопом.

Щелчки при ПМК лучше выслушиваются на верхушке сердца, обычно возникают в середине или в конце систолы.

Внутрисердечные шумы.

Шумы сердца – это относительно продолжительные звуковые феномены, выслушивающиеся между тонов сердца, обладающие другими звуковыми характеристиками и имеющие отличный от сердечных тонов механизм образования, связанный с турбулетным (вихревым) током крови.

Классификация шумов.

1) Интракардиальные и экстракардиальные (шумы, связанные со стенозом или расширением сосудов (стеноз устья аорты и аневризма аорты) шум трения перикарда и плевроперикардиальный шум).

2) Функциональные и органические.

3) Систолические и диастолические (протодиастолические, мезодиастолические, пресистолические, голодиастолические=пандиастолические).

4) Шумы регургитации (при недостаточности клапана) и шумы изгнания (при стенозах).

5) По громкости: громкие и тихие;

6) По продолжительности: короткие и продолжительные;

7) По форме: нарастающие, убывающие, нарастающе-убывающие.

8) По тембру: мягкие, дующие, скрежущие (шум трения перикарда), рокочущие, с металлическим оттенком, «шум мельничного колеса» (систоло-диастолический шум при открытом боталловом протоке), «машинный».

Интракардиальные и экстракардиальные. Функциональные и органические. Систолические и диастолические (протодиастолические, мезодиастолические, пресистолические).
Шумы регургитации и шумы изгнания. Шумы сердца Громкие и тихие.
Короткие и продолжительные. Нарастающие, убывающие и ромбовидные. Грубые, резкие, скрежущие или дующие, мягкие, музыкальные.

Механизм образования шумов сердца можно представить на примере механизма образования шума внутри водопроводной трубы. Можно выделить 3 основных причины появления шума:

– Сужение (стеноз) или расширение просвета сосуда, приводящее к появлению вихревых токов жидкости (при недостаточности клапана (регургитация крови через полуоткрытые створки клапана), стенозах клапанного отверстия или крупного сосуда (кровь идет через суженное отверстие), расширении полостей сердца, дефектах межжелудочковой и межпредсердной перегородок и др.).

– Изменение скорости движения жидкости (при тахикардии).

– При изменении вязкости крови (например, при анемии).

Оценивая шум сердца, следует учитывать:

– Отношенение шума к фазам сердечной деятельности (систолический или диастолический);

– Область максимального выслушивания (эпицентр шума);

– В каком положении выслушивается шум, в каком положении усиливается, а в каком ослабевает и исчезает;

– Куда проводится шум (в подмышечную область при митральных пороках, на сосуды шеи при патологии аортального клапана);

– Звуковые характеристики шума: тембр, громкость.

– Форму шума.



Источник: https://infopedia.su/10x2250.html

ЗнанияМед
Добавить комментарий