Аускультация у детей

Аускультация сердца: точки выслушивания в картинках, 5 точек у детей, дополнительные точки

Аускультация у детей

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Что такое аускультация легких?

Аускультация – метод, базирующийся на выслушивании изменений звуков, которые возникают в процессе функционирования внутренних органов и систем. В случае с респираторной дисфункцией врач оценивает характер работы легких и бронхов.

Методика для изучения дыхания подобным образом разработана во времена Гиппократа (IV-III век до нашей эры). Для диагностики респираторной патологии врач во время стандартного осмотра больного прикладывал ухо к грудной клетке и слушал, нет ли сторонних или измененных звуков.

Описанный метод называется прямой аускультацией. В современной медицине в 99% случаев используется непрямой вариант методики. Врачи для аускультации легких применяют специальные инструменты – фонендоскопы (стетоскопы).

Стереостетофонендоскоп

Человеческий слух несовершенен – мы хорошо слышим преимущественно пространственные колебания.

В аускультации многое зависит от стадии развития пневмонии и особенностей слуха врача, который проводит диагностику.

По этой причине некоторые детали могут ускользнуть, что грозит постановкой неправильного диагноза или позволит болезни прогрессировать до тех пор, пока врач не сможет услышать определенные шумы.

Стетоскоп стереофинический

Чтобы подобного не случилось, можно прибегнуть в более точному методу аускультации, в процессе которого используется специальный прибор – стереостетофонендоскоп. Устройство обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • Возможность «услышать» пневмонию на самых ранних стадиях патологического процесса, то есть до появления яркой аускультативной картины. Такие звуки человеческое ухо распознать не может.
  • Возможность точно установить локализацию очага воспаления.
  • Благодаря чувствительности устройства, появляется возможность начать лечение в рекордно ранние сроки.
  • Значительно ускоряется процесс диагностики.

Основные правила реализации методики

Целью проведения обследования становится выявление и описание шумов дыхания, а также бронхофонии над всей площадью легких. Аускультация легких, точки выслушивания определяются в положении пациента сидя, стоя, но при продолжительном глубоком дыхании может произойти головокружение и обморок из-за гипервентиляции в легких, а также лежа для очень слабых пациентов.

При реализации методики она проводится, когда выявляются конкретные точки аускультации легких:

Аускультация впереди. При этом пациент опускает руки, а врач становится немного справа или спереди от него. Аускультация начинается с верхней части легких, при этом аппарат кладут в надключичную ямку так, чтобы мембрана по всей своей площади касалась тела пациента

Врач сосредотачивает внимание на прослушиваемых шумах, оценивая их в течение всего цикла дыхания — вдох и выдох. Затем фонендоскоп устанавливается в симметричную зону второй надключичной ямки, выслушивая шумы

Далее обследование заключается в выслушивании шумов на симметричных зонах передней части грудной клетки, чтобы срединно-ключичная линия пересекала устанавливаемый датчик посередине. Аускультация боковых отделов. Пациент при этом должен дышать глубоко и равномерно, сложив руки в замок и положив их за голову.

Фонендоскоп располагается сбоку грудной клетки в подмышечной впадине. При этом слушается и оценивается дыхательный шум в данной области. Затем обследование продолжается, а фонендоскоп последовательно смещается на симметричные зоны, опускаясь до нижней части легких. Аускультация задней части. Пациент должен скрестить руки на груди.

Фонендоскоп постепенно перемещается в межлопаточное пространство, в подлопаточные области.

Когда проводится аускультация легких, слушать шумы требуется очень внимательно. А после завершения диагностики дается оценка результатам:

  • Основной шум, присутствующий в любой точке аускультации.
  • Идентичность основного дыхательного шума в симметрично расположенных точках.
  • Присутствие побочного патологического дыхательного шума с определением его места локализации.

Картина аускультации при разных болезнях сердца

Кардиоваскулярные патологии в большинстве случаев сопровождаются нарушением внутрисердечной гемодинамики, что определяется при аускультативном обследовании. Возникновение изменений обусловлены реорганизацией (перестройкой) миокарда, заменой структуры стенок сосудов.

Наиболее характерный признак при аускультации гипертоника – акцент (усиление) второго тона над аортой, что обусловлено значительным повышением напряжения в левом желудочке. При перкуссии у подобного пациента обнаруживают расширение границ сердечной тупости. На начальных стадиях болезни врач слышит усиление первого тона в локации верхушки.

Источник: https://MedLazaret.ru/kardio/metod-auskultacii.html

Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы

Аускультация у детей

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

к оглавлению ↑

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов.

Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп).

Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.

Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.

Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Основные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами;
  • ямки под ключицами;
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
  • участки по бокам;
  • межлопаточное пространство;
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость;
  • однородность либо неоднородность;
  • высоту;
  • продолжительность;
  • постоянство;
  • распространенность;
  • проявление согласно фазам дыхания.

Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

к оглавлению ↑

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Загрузка…

Источник: https://opnevmonii.ru/diagnostika/auskultaciya-legkix.html

Первичный осмотр ребенка. Оценка функции дыхательной системы

Аускультация у детей

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. – Тяжесть заболевания. – Рост и питание.

– Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

Оценка тяжести заболевания

Ребёнок болен или здоров? Если болен, то как? Для младенцев или детей с острым заболеванием проведите «60-секундную быструю оценку».

• Дыхательные пути и дыхание — частота дыхания и сила, наличие стридора или одышки, цианоз.

• Кровообращение — частота сердечных сокращений, наполнение пульса, температура кожных покровов, время заполнения капилляров.

• Тяжёлое состояние — уровень сознания.

Измерения при первичном осмотре ребенка

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки: • массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей; • окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:

• температуру;

• артериальное давление (АД);

• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

Оценка функции дыхательной системы ребенка

Центральный цианоз лучше всего виден на языке. Утолщение концевых фаланг — «барабанные палочки» на руках и ногах.

«Барабанные палочки» обычно формируются при хронических гнойных заболеваниях лёгких, например при муковисцидозе (MB), или при цианотических врождённых пороках сердца, иногда — при воспалительных заболеваниях кишечника или циррозе печени.

Тахипноэ. Частота дыхания зависит от возраста.

Диспноэ у ребенка

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам. • Гиперемия носа. • Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.

• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц. • Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.

• Затруднение разговора (или кормления).

Форма грудной клетки ребенка

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме. • Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка). • Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.

• Асимметрия движений грудной клетки.

Пальпация грудной клетки ребенка

• Расширение грудной клетки — у детей школьного возраста в норме на 3-5 см. Измерьте максимальную экспансию грудной клетки рулеткой. Оцените симметрию. • Трахея — проверка её центрального расположения редко бывает информативной и не нравится детям. Выполняйте по показаниям.

• Определение верхушечного толчка для выявления смещения средостения.

Перкуссия грудной клетки ребенка

• Требует осторожного проведения, сравнительного анализа, производится средними пальцами. • Редко бывает информативной у младенцев.

• Локальное притупление — спадение лёгкого, уплотнение, жидкость.

Аускультация легких у ребенка

• Отметьте качество и симметричность дыхательных и любых дополнительных звуков. • Жёсткое дыхание в верхних дыхательных путях легко проводится в верхние отделы грудной клетки у младенцев. • Хриплый голос — патология ых складок.

• Стридор — жёсткий, низкотоновый, возникающий преимущественно на выдохе звук при обструкции верхних дыхательных путей. • Дыхательные звуки — в норме везикулярное, бронхиальное дыхание более высокотоновое и длительность вдоха и выдоха равна.

• Одышка — высокотоновые звуки, возникающие во время выдоха, при обструкции дистальных отделов дыхательных путей.

• Влажные хрипы — прерывистые «влажные» хрипы при открытии бронхиол.

Остальное учебное видео по обследованию органов дыхательной системы в разделе “видео по пропедевтике”

– Также рекомендуем “Оценка функции сердечно-сосудистой системы ребенка. Рекомендации”

Оглавление темы “Здоровье детей”:

Источник: https://meduniver.com/Medical/profilaktika/ocenka_dixatelnoi_sistemi_rebenka.html

Особенности аускультации детей и инструменты для ее проведения

Аускультация у детей

Несмотря на активное развитие высоких технологий в области медицинской техники, такие методы обследования, как пальпация, перкуссия, аускультация у детей и взрослых до сегодняшнего дня не потеряли своей актуальности. Данные методики активно используются при предварительной оценке состояния пациента на догоспитальном этапе бригадами скорой и неотложной медицинской помощи, фельдшерами ФАПов, военными врачами в полевых условиях.

Помимо этого, методики безаппаратного обследования пациента в некоторых случаях с практически 100% точностью позволяют установить диагноз в стационаре, не прибегая при этом к дорогостоящим диагностическим обследованиям.

Развитие методики аускультации

Аускультация (выслушивание) на ранних этапах развития метода выполнялась непосредственно ухом врача, приложенным к необходимой анатомической области больного. К сожалению, подобный способ выслушивания далеко не всегда являлся эстетически приемлемым, а также не во всех случаях позволял врачу получить необходимую информацию о состоянии больного органа.

Помимо этого, врач во время проведения обследования быть вынужден переходить к непосредственному контакту с телом пациента, что значительно повышало риск инфицирования его возбудителями некоторых заболеваний.

https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

Все вышесказанное закономерно привело к созданию специального инструмента для выслушивания — стетоскопа, который представлял собой полую трубку с расширениями на концах.

Один конец инструмента прикладывали к телу пациента, другой к уху врача.

Непосредственный контакт медика с пациентом при этом исключался, однако стетоскоп не мог обеспечить адекватной звукопроводимости во всех случаях исследования.

Дальнейшим этапом развития аускультации стал фонендоскоп, использующийся и сегодня как основной инструмент для данного обследования. Фонендоскоп представляет собой оливу, соединенную с наушниками полыми трубками. Его использование оказалось способно обеспечить нужную проводимость звука при обследовании больных любой комплекции и состояния.

Это важно! Несмотря на эффективность работы с использованием фонендоскопа, аускультацию детей рекомендуется проводить стетоскопом, имеющим мягкую подушечку на конце.

Подобная мера позволяет минимизировать дискомфорт, доставляемый ребенку во время обследования. Помимо этого, имеет место и психологический аспект.

В большинстве иллюстрированных детских книг, в фильмах и мультфильмах доброго доктора изображают именно со стетоскопом, что формирует у ребенка соответствующих образ, переносящийся в реальность.

Проблем с использованием стетоскопа, характерных для обследования взрослых больных, у детей, как правило, не возникает в силу их комплекции, толщины подкожно-жировой клетчатки, а также практически отсутствующего оволосения грудной клетки и спины. Уровень звукопроводимости при этом соответствует всем необходимым для достоверности исследования нормам.

Цели аускультации у детей

В поликлиниках и стационарах аускультация детей производится с целью диагностики заболеваний сердца, дыхательных путей и легких, кишечника. Наиболее частой патологией сердечнососудистой системы, которую удается заподозрить с помощью выслушивания, является:

  • Врожденные пороки сердца (триада Фалло)
  • Воспалительные заболевания сердца и околосердечного пространства (миокардит, перекардит)
  • Склеротическая патология и гипертрофия миокарда
  • Выпотевания жидкости в область эндокарда (эндокардит)

Список заболеваний, диагностируемых у детей посредством аускультации, весьма широк. Так, чаще всего выявляется наличие таких патологических процессов, как:

  1. Бронхит
  2. Пневмония
  3. Обструкция одного из бронхов инородным телом и формирование «немого» легкого
  4. Туберкулез легких
  5. Эмфизема легочной ткани

Заболевания кишечника, диагностируемые с помощью аускультации, характеризуются остановкой его деятельности. При этом полностью или практически полностью исчезают характерные перистальтические шумы. Помимо этого, аускультация позволяет предположить наличие большого объема газов в кишечнике.

Это важно! Выслушивание, проводимое опытным специалистом, часто позволяет не только предположить наличие заболевания, но и предварительно установить степень его развития. Однако результаты подобного исследования рекомендуется подтверждать с помощью других методов установления состояния больного.

Особенности проведения выслушивания у детей младшего возраста

Как говорилось выше, выслушивание маленьких детей проводят стетоскопом с мягкой подушечкой. Помимо этого, инструмент рекомендуется подогреть до уровня температуры кожи ребенка. Врач, проводящий обследование, должен вести себя соответственно с возрастом маленького пациента.

При этом возможно проведение выслушивания в виде игры с ребенком, по условиям которой он должен выполнять то, что говорит специалист. Подобное поведение позволяет защитить психику ребенка от формирования негативных стереотипов по отношению к врачам, и избежать проблем с посещением медицинских учреждений в дальнейшем.

Это важно! Следует помнить, что у детей в возрасте до одного года в норме хорошо выслушивается и вдох, и выдох. В дальнейшем же подобные признаки позволяют заподозрить наличие бронхита.

Имеет свои особенности и аускультация сердца у детей. Так, в младенческом возрасте порой отмечается значительное ослабление обоих тонов, причины которого на сегодняшний день не установлены. Возможно наличие функциональных шумов.

В дальнейшем подобные явления проходят самостоятельно.

Источник: http://VashNevrolog.ru/metody-diagnostiki/osobennosti-auskultacii-detej-i-instrumenty-dlya-ee-provedeniya.html

Что такое аускультация сердца

Сердце – сложный орган, который состоит из мышц, соединительнотканных структур, клапанов. Клапаны отграничивают предсердия от желудочков, сердечные камеры — от крупных артерий.

Во время сердечной деятельности отдельные части органа сокращаются, что приводит к перераспределению крови по полостям. Сокращения сопровождаются звуковыми колебаниями, распространяющимися по тканевым структурам грудной клетки.

Доктор прослушивает звучание органа посредством фонендоскопа – прибора, созданного для выслушивания лёгких, сердечной мышцы. Методика позволяет определить тембр, частоту звуковых волн, выявить шумы, сердечные тоны.

Плюсы и минусы метода

Аускультация является ценным догоспитальным методом исследования, его применяют до лабораторных тестирований. Аускультация не требует использования специфической аппаратуры, она позволяет врачу выставить предварительный диагноз, опираясь только на опыт и знания.

Аускультация сердца проводится для диагностики сердечных болезней.

  1. Миокардита.
  2. Нарушения сердечной проводимости, при которой изменяется частота сокращений органа.
  3. Перикардита, когда воспаление локализуется в околосердечной сумке. Прослушивается трение.
  4. Эндокардита, при котором появляются шумы, свойственные порокам из-за воспаления клапанов.
  5. Ишемии.
  6. Пороков сердца врождённой либо приобретённой этиологии. Шумы появляются вследствие нарушения кровообращения в сердечных камерах.
  7. Гипертрофии желудочков.

Важно! Аускультация позволяет выявить проблемы с сердечной мышцей на начальном этапе, и отправить человека на детальное обследование в кардиологическое отделение.

Недостаток аускультации заключается в необходимости дообследования. Невозможно выставить окончательный диагноз, основываясь только на результатах этого метода.

Как проходит процедура

Алгоритм аускультации сердца заключается в следующем. Врач при благоприятных условиях в кабинете (хорошее освещение, относительная тишина) должен провести предварительный опрос и осмотр пациента, попросив его раздеться и освободить грудную клетку.

Далее с помощью фонендоскопа или стетоскопа после аускультации легочных полей врач определяет точки выслушивания сердца. При этом он интерпретирует полученные звуковые эффекты.

Точки аускультации сердца определяются положением клапанов в сердечных камерах и проецируются на переднюю поверхность грудной клетки и определяются по межреберьям справа и слева от грудины.

Первая точка

Локализуется в участке верхушечного толчка, и оценивает функционирование митрального клапана, левого атриовентрикулярного участка. Располагается в нескольких сантиметрах от соска в 5-ой межрёберной части.

Изначально оценивается тон после продолжительной паузы, затем – после короткой. У здорового человека первый звуковой эффект в зоне верхушечного толчка интенсивнее второго.

Нередко на этом месте доктор прослушивает добавочный третий тон. Это может указывать на заболевания сердца либо на молодой возраст человека.

Вторая точка

Эта точка аускультации сердца прослушивается в области 2-го правого межрёберного пространства. Оценивается функционирование аорты, клапанов сердца. Манипуляция проводится при условии задержки дыхания. Задача специалиста – определить двухтональность сокращений.

Третья точка

Локализуется во 2-ом левом межрёберном пространстве. Врач прослушивает клапаны лёгочной артерии. После выслушивания трёх точек необходимо повторить манипуляцию, поскольку все тона должны характеризоваться равной громкостью звучания.

Четвёртая точка

Располагается в зоне основания грудной клетки в области 5-го межрёберного пространства. Предполагает выслушивание клапанов и правого атриовентрикулярного участка.

Пятая точка

Имеет и другое название – зона Боткина-Эрба. Локализуется в 3-ем левом межрёберном пространстве. В этой области также прослушивают клапаны аорты. Во время аускультации пациент должен задержать дыхание.

Аускультация у ребёнка

Диагностика тонов сердца у детей проходит с помощью детского фонендоскопа. Врач осуществляет аускультацию детского сердца по той же схеме, как и для взрослых. Дифференцируется только интерпретация результатов.

Сокращение органа у младенцев характеризуется отсутствием пауз между сокращениями. Стук является равномерным. Если подобный сердечный ритм выявляется у взрослых, диагностируется эмбриокардия, которая указывает на наличие миокардита, агональных явлений, шока.

У детей старше 2 лет прослушивается увеличение 2-го тона на лёгочной артерии. Это не является патологическим признаком, при условии отсутствия шумов диастолического и систолического характера.

Такие шумы часто выявляются у детей до 3 лет при врождённых пороках, а после 3 лет – при ревматических патологиях.

В подростковом периоде могут прослушиваться шумы в участках клапанной проекции. Это объясняется биологической перестройкой организма, и не является патологией.

Интерпретация результатов

Сердечные тона являются звуками, издаваемыми элементами сердца. Тона дифференцируют на систолические (первые) и диастолические (вторые). Систолические звуковые эффекты сопровождают сокращение органа, они образуются следующим образом:

  1. При захлопывании трёхстворчатого и митрального клапана, что образует специфическую вибрацию.
  2. При сокращении мышц предсердий и желудочков, что сопровождается эвакуацией крови.
  3. При колебании аортальных стенок и лёгочной артерии во время продвижения крови по ним.

Второй тон появляется в период расслабления сердечной мышцы – диастолы. Диастолический эффект образуется при захлопывании лёгочной артерии и аортальных клапанов.

Также выделяют постоянные, непостоянные и добавочные тона.

Источник: https://netdavleniya.ru/diagnostika/tochki-vyslushivaniya-pri-auskultatsii-serdtsa/

ЗнанияМед
Добавить комментарий